Изображения:
Выберите шрифт:
Размер шрифта:
Кернинг:
Цветовая схема:

«ГВИДО РЕНИ И ОФОРТ В ИТАЛИИ XVII ВЕКА»

18 мая в Международный день музеев состоялась сенсационная презентация музейно-выставочной программы «ГВИДО РЕНИ И ОФОРТ В ИТАЛИИ XVII ВЕКА» из собрания музея. Экспозиция развернута залах «Музея Гравюры и Рисунка» 

Предлагаемая вашему вниманию выставка впервые представляет широкой публике картину «Спящий Амур» из собрания Ирбитского ГМИИ после успешного завершения долгой и трудной реставрации. В результате открытия подлинной авторской живописи и комплекса сложных технологических, искусствоведческих и архивных исследований обнаружена связь этого полотна с творчеством Гвидо Рени - одного из самых ярких и значительных мастеров итальянской живописи не только XVII века, но и всех времен. «Спящий Амур» окружен 50 офортами работы блестящих художников, чье творчество определило лицо искусства Италии в XVII столетии.

В последние годы итальянский раздел нашего гравюрного собрания существенно пополнился ценнейшими и редкими листами, многие из которых получили новые, нередко весьма неожиданные атрибуции. Все это позволило нам существенно переосмыслить структуру экспозиции Музея Гравюры и Рисунка и впервые выделить итальянский офорт XVII века в самостоятельный раздел постоянной экспозиции.

Искусство офорта - самой творческой и свободной техники гравюры - как будто в зеркале отражает все главные стилистические, эстетические, мировоззренческие тенденции эпохи, их зарождение, расцвет, перемены. В представленных на нашей выставке листах зримо предстают история и потрясающее разнообразие итальянского искусства XVII столетия: пластическая определенность и убедительность первого поколения болонской школы (Аннибале Карраччи), драматизм и иллюзионизм римского барокко (Джованни Ланфранко, Пьетро да Кортона, Пьер Франческо Мола), тревожный и загадочный мир офортов Джованни Бенедетто Кастильоне, идеальная гармония классицизма (Клод Лоррен, Карло Маратти), реалистические зарисовки Стефано делла Беллы, романтические и гордые образы Сальватора Розы.

В представленной ретроспективе очевидно выдающееся место в итальянском искусстве Гвидо Рени, его виртуозного мастерства и неповторимого стиля, сочетающего идеализацию и жизненную убедительность, внешнюю сдержанность и внутреннюю глубину. Именно поэтому столь важна возможная связь нашего «Спящего Амура» с искусством Гвидо Рени, позволившая нам вынести имя великого болонского живописца в название нашей выставки.

Необходимо заметить, что выставка, начала готовиться еще в далёком 1975 году, когда Карпов В. А. обратился в Государственный Эрмитаж с просьбой передать нашему тогда совсем ещё молодому музею хоть какие-нибудь подлинные памятники изобразительного искусства. Тогда мы получили 10 картин и 88 гравюр, положивших начало собранию произведений старых западноевропейских мастеров Ирбитского ГМИИ.

Достаточно сказать, что в числе этих живописных полотен были «Кающаяся Мария Магдалина» и «Портрет инфанты Изабеллы», которые ныне являются главными шедеврами нашего музея, так как была доказана их принадлежность кисти Питера Пауэла Рубенса и Антониса Ван Дейка.

Среди картин, поступивших в Ирбитский ГМИИ из Эрмитажа, находился и «Спящий Амур», имевший тогда атрибуцию «копия с живописного оригинала Гвидо Рени».

Авторская живопись была скрыта под пожелтевшим слоем лака и многочисленными поздними записями. Только кропотливая реставрация, проведенная А.А. Наседкиной, позволила приступить к серьезному изучению полотна. В исследованиях принимали участие специалисты из Эрмитажа, ГМИИ им. А.С. Пушкина, НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Уральского федерального университета. В результате было установлено, что ирбитский «Спящий Амур» не является копией ни одной из известных картин Гвидо Рени, однако находит некоторые аналогии в его собственноручных картинах и офортах.

Настоящую сенсацию принесли изыскания Л.Ю. Савинской, ведущего научного сотрудника ГМИИ им. А.С. Пушкина, установившие происхождение нашей картины из одного из знаменитейших старейших художественных собраний России - коллекции князей Юсуповых. Более того, выяснилось, что «Спящего Амура» как подлинную работу Гвидо Рени приобрёл в Италии в 1780-х 1790 гг. основатель собрания - князь Николай Борисович Юсупов.

Таким образом, ирбитский «Спящий Амур» имеет весьма знатное происхождение, которое позволяет видеть в этом полотне замечательный памятник художественного собирательства в России.