ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Возрожденный «Боевой карандаш»

Коллекция советских плакатов 1950-1980-х годов - типографские тиражные и пробные оттиски и оригинальные авторские эскизы, поступившие в музей в 2016 году в качестве дара от петербургской художницы-акварелистки Людмилы Николаевны Ильиной. Это листы из личной коллекции ее ушедшего из жизни в 1992 году супруга - художника Бориса Сергеевича Иванова.
Выставка называется «Возрожденный «Боевой карандаш», так как презентуемые на ней плакаты созданы художниками, входившими во второй состав творческого объединения ленинградских художников и поэтов. Первый состав «Боевого карандаша» сформировался на рубеже 1939-1940 гг., в период советско-финской войны. Активно действовавшее в годы Великой Отечественной войны и превратившее плакат в идеологическое оружие против врага в тылу и на фронте, творческое объединение в 1945 году, выполнив важную миссию, прекратило свою деятельность. Но спустя одиннадцать лет, в 1956 году, по инициативе ленинградского Союза художников возобновило свою деятельность уже в условиях мирного времени.
В состав возрожденного творческого коллектива вошли как художники, трудившиеся над плакатом еще в годы войны, так и представители более молодого поколения. Его работа продолжилась до 1990 года на базе издательства «Художник РСФСР» в Ленинграде, в типографии которого и печатались плакаты. Наиболее активным периодом деятельности второго объединения «карандашистов» стали 1960-1970-е годы.
Как и прежде, плакаты были результатом совместного творчества художников и поэтов, симбиозом визуального образа и лаконичного текста. Создававшиеся уже в мирной обстановке и являвшиеся отражением своего времени с его идеологическими установками, с партийным и профсоюзным контролем практически за всеми сферами производственной и общественной жизни, они стали и ярким примером воплощения принципов метода соцреализма в массовом искусстве.

Художник-плакатист визуализировал государственный лозунг, официальную идею, одобренную свыше общественную точку зрения, оформленные поэтом в стихотворную форму. Нередко создатели плаката использовали цитаты из государственных и партийных документов и центральных газет, которые вводились в его структуру. В сатирическом плакате критика на определенного человека или группу людей воспринималась как критика целого явления, которое должно было быть порицаемо. Таким образом, плакат был важным средством коммуникации, своеобразным транслятором адресату определенной информации, из которой тот делал определенные выводы. Для достижения этих целей плакат должен был быть лаконичным, простым по структуре и убедительным по содержанию.