Собрание отечественного искусства берет начало с 1974 года, коллекция европейской графики начала формироваться с 1975-го. Приобретались отдельные гравированные листы и альбомы в антикварных магазинах, делались первые попытки войти в мир частных коллекций.
И тут на долю учреждения культуры, расположенного в бывшей ярмарочной столице, выпало счастье, к нему повернулась лицом удача. Но удача эта была не из разряда шальных — она была подготовлена неистовым желанием увлеченного провинциала Валерия Карпова изыскивать новые возможности, налаживать новые контакты с целью иметь в Ирбите работы старых мастеров. И это поражавшее музейщиков Москвы и Ленинграда, к которым он рискнул обратиться, отчаянное стремление заведующего филиалом, порой, возможно, граничившее с провинциальной дерзостью, вкупе с его желанием жадно впитывать новую информацию и умением искренне восторгаться, сыграли роль катализатора в отношениях с руководством и специалистами столичных музеев, оценивших потенциал молодого музейного явления и его молодого руководителя.