Передвижные выставки

Передвижные музейно-выставочные проекты Ирбитского ГМИИ
Заведующий отдела передвижных выставок
Кирилл Замараев
Тел.: +7 (34355) 6-35-98
Эл.почта: zamkir1@gmail.com

«АВЕ МАРИЯ. ОБРАЗ МАРИИ И СВЯТОГО СЕМЕЙСТВА В ЕВРОПЕЙСКОМ ИСКУССТВЕ XVI - XIX ВЕКОВ»

Эта выставка оказалась возможной, благодаря уникальному собранию Ирбитского ГМИИ, где в равной степени сочетаются широта охвата истории европейского искусства и качество коллекции. Представленные гравюры и рисунки, созданные мастерами разных национальных школ в течение 500 лет, объединены Образом Пречистой Девы Марии. Ее образ занимает исключительное место в христианском изобразительном искусстве.
Гравированные листы знакомят зрителя с жизненным путем Девы Марии, связанным с земной миссией Иисуса Христа.
Работы Альбрехта Дюрера, Федерико Бароччи, Лукаса Кранаха, Иоганна Саделера и других немецких, итальянских, французских мастеров гравюры точно и объемно представляют свое художественное видение образов Святого Семейства, наполняя жизненным содержанием скупые строки евангельского текста.
В состав выставки входят 55 работ из собрания Ирбитского ГМИИ, многие из которых являются уникальными для отечественных музеев.
«МИХАИЛ ВЕРХОЛАНЦЕВ. КСИЛОГРАФИИ ИЗ СОБРАНИЯ МУЗЕЯ»

Творчество московского художника Михаила Верхоланцева всю жизнь связано с ксилографией. Это трудоемкая техника гравюры стала главной в его станковой и книжной графике. Тема гравюр мастера - это не только мифологические, библейские и евангельские сюжеты, иллюстрации к произведениям мировой литературы, но и элементы дизайна и геральдики, портреты, фантасмагорические композиции.
Часть выставки занимает книжная графика. Но Верхоланцев не просто иллюстрирует литературное произведение, он воспринимает книгу, как объект целостного дизайна: от шрифта и заставки до шмуцтитула и иллюстрации. Его инициалы и шрифты – миниатюрный шедевр гравюры.
Особое место в экспозиции занимают листы книги «Добродетели и пороки» (2011-2013). Это философское осмысление самим художником мира и человечества, с его страстями, поступками, выбором между светом и тьмой.
Собрание Ирбитского ГМИИ благодаря щедрому дару самого художника располагает 132 его графическими листами.

«КОСТЮМЫ КАВКАЗА. АВТОЛИТОГРАФИИ ГРИГОРИЯ ГАГАРИНА»

На выставке представлены 30 литографированных листов с раскраской акварелью из альбома «Костюмы Кавказа» русского рисовальщика, гравера, литографа князя Григория Григорьевича Гагарина, отпечатанные в Париже в 1857 году.
Князь Гагарин известен своими сериями рисунков, акварелей уличных городских и батальных сцен, жанровых и портретных зарисовок с натуры, иллюстрациями к произведениям А.С. Пушкина, В.А. Сологуба. Много путешествуя, несколько раз посетив Кавказ (где даже совместно с М.Ю. Лермонтовым выполнил две акварели), художник был очарован национальным колоритом, культурой и людьми этого края.
Наш альбом был создан художником на основе серии акварельных и карандашных работ из жизни грузин, когда в 1848-1854 г.г. он жил в Тифлисе. К переводу рисунков Гагарина на литографский камень были привлечены известные художники-литографы Парижа, часть автолитографий художник выполнил лично и пометил собственной монограммой.


«ГВИДО РЕНИ И ОФОРТ В ИТАЛИИ XVII ВЕКА»

В основу выставки вошли работы самых ярких представителей итальянского искусства XVII столетия: Аннибале Карраччи, Джованни Ланфранко, Франческо Молы, Сальватора Розы, Джованни Кастильоне и многих других.
Искусство офорта – самой творческой техники гравюры, наиболее полно отражает стилистику, эстетику и мировоззрение эпохи, ее расцвет.
В представленной ретроспективе очевидно, что особое место, занимает картина «Спящий Амур», связанная с творчеством выдающегося живописца Гвидо Рени. Эта связь стала реальной после завершения долгой и трудной реставрации, в результате открытия подлинной авторской живописи, после многочисленных исследований с привлечением специалистов крупных российских музеев. Установлено, что картина «Спящий Амур» из собрания Ирбитского ГМИИ ведет свое происхождение из знаменитой коллекции князей Юсуповых и тесно связана с непосредственным окружением и школой знаменитого болонского мастера.
Итальянская коллекция ирбитского собрания – это графические шедевры известных европейских художников, широкий диапазон, разнообразие техник и возможностей гравюры, многообразие образов репродукционного и авторского офорта.



«КАПРИЧОС. СЮИТА ОФОРТОВ НА ПРИЧУДЛИВЫЕ СЮЖЕТЫ, СОЧИНЕННЫЕ И ГРАВИРОВАННЫЕ ДОНОМ ФРАНСИСКО ГОЙЯ»

Собрание Ирбитского ГМИИ располагает полным экземпляром из 80 листов альбома офортов «Капричос» известного испанского художника Франсиско Гойи. Этот всемирно признанный шедевр графики является большой редкостью для отечественных музеев и практически недоступен широкому зрителю.
Причудливые и странные офорты знаменитого испанского художника XIX века всегда манили и притягивали взоры пытливого зрителя, пытающегося разгадать загадки созданных им образов. Переплетение народных традиций и искусства картин Веласкеса, необычное и очень личное видение мира художником породили сюиту «Капричос». При жизни Гойи в серии видели лишь политическую сатиру, воспринимали как дерзкую забаву мастера. Лишь по прошествии веков она стала родоначальницей нового мировоззрения в искусстве, ей восхищаются и ей подражают.
Техника офорта, дополненная акватинтой, у художника индивидуальна. Зерно его акватинт крупное, контрасты светотени резки и нарочито грубы, акцентированы, тоновая плоскость насыщена.
Ирбитский музей – единственный в России, представляющий зрителю подобную передвижную выставочную программу.




«ИКОНОГРАФИЯ ГОЛЬБЕЙНА-БАРТОЛОЦЦИ»

Основу выставки составляют 90 портретных гравюр пунктиром, яркого европейского мастера резца второй половины XVIII столетия Франческо Бартолоцци, выполненных по рисункам великого немецкого художника Ганса Гольбейна Младшего. Рисунки были созданы в середине XVI века, когда Гольбейн жил и работал в Англии при дворе короля Генриха XVIII и изображают членов королевской семьи, знатнейших вельмож и их жен, иноземных послов при английском дворе. Это уникальная и единственная в своем роде портретная галерея - «лицо эпохи».
Король Генрих XVIII, один из самых зловеще известных представителей династии Тюдоров, выделяющийся своим участием в Английской Реформации и необычным числом трагичных браков.
В России до недавних пор существовало только три экземпляра данного альбома, находящихся в крупных государственных собраниях и практически недоступных для ознакомления рядовым зрителем. Ирбитский экземпляр, приобретенный музеем в 2013 году, превосходит все остальные своей полнотой, атрибуцией, наличием редких пробных состояний оттисков.




«ЖИЗНЬ МАРИИ МЕДИЧИ». СЕРИЯ ГРАВЮР «ГАЛЕРЕЯ ЛЮКСЕМБУРГСКОГО ДВОРЦА» ПО ЖИВОПИСНЫМ ОРИГИНАЛАМ П.П. РУБЕНСА

Выставка состоит из 25 гравюр, созданных несколькими французскими художниками в начале XVIII столетия по рисункам братьев Наттье, с живописных оригиналов П.П. Рубенса.
В 1622 году королева Франции Мария Медичи, жена Генриха IV, после его смерти регентша при малолетнем Людовике XIII, заказала прославленному фламандскому художнику цикл картин на темы из своей собственной биографии, которые предназначались для украшения галереи Люксембургского дворца. Прибегнув к образам античности и метафоры Рубенс скрыл многие нелицеприятные факты из жизни королевы, окружив ее римскими богами и аллегорическими добродетелями. Благодаря великому таланту художника, мы можем погрузиться в неоднозначную, полную великолепия картину французской жизни первых десятилетий XVII века.
Эти полотна стали образцом для многих известных граверов, пытавшихся воспроизводить великого мастера барокко. В альбом вошли работы выдающихся французских мастеров резца и офорта: Жерара Эделинка, Бернара Пикара, Гаспара Дюшанжа, Бенуа и Жана Одранов и других.
Представленные зрителю на выставке гравюры, дают превосходную возможность познакомиться с рубенсовскими живописными шедеврами, хранящимися ныне в Лувре.





«ПАРИЖ И ЕГО ОКРЕСТНОСТИ» В АКВАТИНТАХ МИШЕЛЯ-ФРАНСУА ДАМАМ-ДЕМАРТРЕ

Выставка включает в себя серию из 18 гравюр, на которых представлены виды центральных площадей и архитектурных памятников Парижа, загородных дворцовых резиденций, в том числе Версаля. Эти листы интересны тем, что позволяют увидеть, как выглядели Париж и его пригороды во второй половине 1810-х годов, почти сразу после свержения Наполеона и реставрации монархии во Франции. Необходимо упомянуть, что некоторые дворцы, в частности Сен-Клу, были разрушены в конце XIX века и зритель может увидеть их изображение, сохранившееся только в гравюре.
М.-Ф. Дамам-Демартре – французский художник, рисовальщик, гравер, ученик Жака-Луи Давида, мастер композиции и видовой графики. Часто и подолгу жил в России, создавая серии гравюр, посвященных Москве и Санкт-Петербургу. В своих многочисленных путешествиях удивительно тонко и точно запечатлевал виды европейских городов первой четверти XIX века.
Данное издание альбома является довольно редким и составляет часть большого и серьезного труда художника, посвященного Парижу.





«ПОРТРЕТ В РУССКОЙ ГРАВЮРЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА».

Данная выставка представляет ретроспективу русского гравированного портрета рубежа XIX-XX века, собранную петербургским коллекционером Ю.С. Варшавским и пополнившую фонды Ирбитского ГМИИ.
Зрителю предоставляется удивительная возможность увидеть портреты, исполненные Иваном Шишкиным, Виктором Бобровым, Василием Матэ, Валентином Серовым, Львом Бакстом, Иваном Павловым, Борисом Кустодиевым, Георгием Верейским и многими другими. Не менее известны и образы самих портретируемых, среди которых Иван Тургенев, Лев Толстой, Александр Пушкин, Исаак Левитан и т.п.
Выставка включает 70 работ, выполненных в различных техниках гравюры, таких как офорт, резец, сухая игла, ксилография, линогравюра, литография.
Расцвет литографии в России тесно связан с деятельностью художников объединения «Мир искусства», представители которого также имеются в данной экспозиции. Среди них можно отметить Леонида Пастернака и Осипа Браза.
Уникальность и культурная значимость как художников, так и личностей портретируемых, играет важную роль в коллекции гравированных портретов, собранных в выставочную программу, с целью ознакомления и популяризации русского изобразительного искусства.




«РАФАЭЛЬ В ВЕКАХ И ИСКУССТВАХ».

Настоящая выставка состоит из произведений трех десятков мастеров крупнейших европейских школ, работавших с начала XVI до второй половины XIX века. Все представленные здесь произведения живописи, гравюры и рисунка исполнены по оригиналам величайшего гения мирового искусства Рафаэля Санти.
Более 50 работ, представленных на выставке, воспроизводят не только живописные произведения мастера, но и рисунки с росписей, находящихся в дворцах Ватикана, Рима, Флоренции, а также фрески знаменитых Станц Ватикана. Здесь же мы видим и длинный ряд гравюр, воспроизводящих образ Мадонны и Святого семейства. Имена Маркантонио Раймонди, Уго да Карпи, Орацио Борджианни, Рафаэлло Моргена и других, звучащие в данной экспозиции, давно известны любителям искусства и редки в других художественных собраниях.
Своеобразная «перекличка эпох» на тему творчества великого художника эпохи Возрождения подчеркивает вечность искусства Рафаэля.




«ПИТЕР ПАУЭЛ РУБЕНС И ЕГО ВРЕМЯ. ЖИВОПИСЬ И ГРАВЮРА ЕВРОПЕЙСКОГО БАРОККО»

Настоящая выставка представляет искусство великого фламандского художника Питера Пауэла Рубенса: его истоки, художественную ценность, претворение его наследия в творчестве следующих поколений.
Центральный раздел выставки образуют гравюры с живописных произведений П.П. Рубенса, созданные в его мастерской лучшими мастерами резца под непосредственным руководством великого живописца, а также листы, награвированные после смерти художника. Среди работ, представленных на выставке, листы известнейших художников: Луки Лейденского, Питера Соутмана, Антониса ван Дейка, Пауля Понтиуса, братьев Болсвертов и многих других.
Кульминация экспозиции – шедевр живописца: картина «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой», которую художник написал в 1618-1620 годах при участии своих выдающихся учеников – Антониса ван Дейка и Якоба Йорданса. Вопросы реставрации, изучений и исследований, атрибуции, установления авторства и датировки картины, возвращение шедевра Рубенса к широкой зрительской аудитории – это целая увлекательная история, которую можно узнать, ознакомившись с выставкой.



«ФЕДОР ПЕТРОВИЧ ТОЛСТОЙ. «ДУШЕНЬКА». СЕРИЯ ИЛЛЮСТРАЦИЙ К ПОЭМЕ И. БОГДАНОВИЧА»

Творчество Федора Петровича Толстого – яркого художественного и общественного деятеля отечественного искусства первой половины XIX века представлено в Ирбитском ГМИИ серией из 63 иллюстраций к поэме И.Ф. Богдановича «Душенька», награвированных резцом. Это самая значительная его работа как иллюстратора и рисовальщика. Древняя поэтическая легенда о любви Амура и Психеи, с привнесением национального русского колорита, привлекла внимание Толстого, так как в ней оживала античная Греция, любовь к которой он питал на протяжении всей жизни.
Рассматривая работы художника, читаешь увлекательную повесть о судьбе Душеньки, ее страданиях и радости.
Серия листов Толстого вышла отдельным изданием в виде альбома, в котором каждый лист воспринимается как самостоятельное художественное произведение. Блестящий мастер рисунка и резца Ф.П. Толстой оставил нам серию превосходных иллюстраций, без которых невозможно представить себе развитие книжной графики первой половины XIX века.




«АНТОНИС ВАН ДЕЙК. ПЕРВЫЙ ПОСЛЕ РУБЕНСА»

Антонис Ван Дейк (1599-1641) – знаменитый южнонидерландский (фламандский) живописец, рисовальщик и гравер, мастер придворного портрета и религиозных сюжетов в стиле барокко. Созданный им тип парадного портрета, сам стиль художника, с его изяществом и элегантностью в композиционных построениях и рисунке – все это нашло отражение в творчестве многих мастеров и определило развитие целых живописных школ XVII-XVIII веков.
В состав настоящей выставки входит живописный портрет кисти мастера, а также 41 гравюра из серии «Иконография».
Имеющийся в фондах Ирбитского ГМИИ живописный «Портрет Инфанты Изабеллы Клары Евгении, эрцгерцогини и правительницы Нидерландов», созданный художником около 1628 года, поступил в музей в 1976 году из Государственного Эрмитажа.
Серию гравированных портретов своих современников под названием «Иконография» художник задумывает в 1627 году (первое издание из 80-ти листов было выпущено в 1632 году). Серию впоследствии многократно переиздавали. Среди персонажей портретов известные в XVII веке художники, полководцы, ученые, государственные деятели, философы, коллекционеры.
Принадлежащий Ирбитскому ГМИИ 41 подлинный лист из «Иконографии» представляет особую ценность, так как большинство отпечатков принадлежат к первым двум изданиям, выпущенным еще при жизни Ван Дейка издателем Мартином ван ден Енденом в 1628-1636 годах.




«МЕРТВЫЕ ДУШИ. КСИЛОГРАФИИ ЕВСТАФИЯ БЕРНАРДСКОГО»

Выставка представляет 21 лист из серии ксилографий «Сто четыре рисунка к поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». 1846-1847 по оригинальным рисункам А.А. Агина. Это классические иллюстрации, выполненные еще при жизни писателя.
1840-е годы XIX века в России – время расцвета ксилографии, она становится господствующей репродукционной техникой. Поэтому рисовал А. Агин (известный рисовальщик-иллюстратор) в расчете на резец Е. Бернардского.
Русский художник-ксилограф Евстафий Бернардский, основатель школы граверов, сумел с помощью своего выразительного штриха, контрастов черного и белого перенести на бумагу манеру рисунка пером, точно передавая его специфику.
Типажи «Мертвых душ» ярко предстают перед зрителем, переданные художником точно, с гоголевскими интонациями и без пресловутой карикатурности.



«СОНЕТЫ И ОФОРТЫ» ИЗ АЛЬБОМА «SONNETS ET EAUX-FORTES» АЛЬФОНСА ЛЕМЕРА, ПАРИЖ, 1869. ГРАФИКА ИЗ СОБРАНИЯ МУЗЕЯ

Выставка представляет листы из одноименного издания 1869 года, собранные известным французским издателем Альфонсом Лемером. Это коллективный сборник стихов французских поэтов, иллюстрированный офортами. В альбом, напечатанный в формате фолио, вошли 42 стихотворения и 42 гравюры. Среди авторов офортов известные импрессионисты и мастера барбизонской школы: Камиль Коро, Шарль-Франсуа Добиньи, Эдуард Мане, Гюстав Доре, а также Виктор Гюго. Поэты, представленные в альбоме, представители парнасской школы поэзии, сторонники романтизма: Теофиль де Банвиль, Альбер Мера, Леон Дьер, Анатоль Франс, Франсуа Коппе, Поль Верлен, Леконт де Лиль и многие другие.
Этот памятник французской культуры XIX века, имеющийся в собрании Ирбитского ГМИИ, интересен еще и тем, что все тексты сонетов, сопровождающие иллюстрации, впервые переведены на русский язык.



«ЖИВОПИСЬ ВЕНЕЦИАНСКОГО РЕНЕССАНСА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ГРАВЮРЕ XVI-XVIII ВЕКОВ»

Выставка познакомит зрителя с Вселенной венецианской живописи XVI века посредством техники гравюры. Здесь представлены гравированные листы, созданные по живописным оригиналам венецианца Паоло Веронезе и его современников: Тициана, Джорджоне, Тинторетто и других.
Гравюры выполнены в промежутке с XVI по XVIII столетие, нидерландскими, итальянскими, французскими мастерами резца и офорта. Среди представленных сюжетов: библейские, мифологические и аллегорические композиции, популярные в период эпохи Ренессанса.
Особенно интересна обширная группа листов, происходящих из «Коллекции Кроза» («Коллекция гравюр с самых красивых картин и самых красивых рисунков во Франции»), заказанных лучшим граверам Франции известным коллекционером Пьером Кроза. Гравированные резцом и офортом, работы Жака Филиппа Леба, Никола-Анри Тардье, Фредерика Ортемеля, Гаспара Дюшанжа и других связаны с наследием стиля рококо, манера, привнесшая новое звучание в шедевры великих венецианских мастеров.
Всего 39 произведений, среди которых два живописных полотна, связанных с венецианской школой: «Принесение во храм» подготовительный эскиз, предположительно, кисти Паоло Веронезе и «Христос в Эммаусе» по живописному оригиналу Витторе Карпаччо.




«ХРОНИКИ ТУМАННОГО КРАЯ». ИЗБРАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ АНГЛИЙСКОЙ ГРАВЮРЫ XVII-XIX ВЕКОВ ИЗ СОБРАНИЯ ИРБИТСКОГО ГМИИ.

На выставке представлено 62 избранных произведения английской школы гравюры из собрания Ирбитского ГМИИ, раскрывающие богатство и многогранность данной музейной коллекции.
Настоящий выставочный проект охватывает три столетия и имеет тематический принцип построения экспозиции. Это портретная гравюра, книжная иллюстрация, сюжетные, цветные и пейзажные гравюры.
Сюжетные композиции позволяют судить об изменчивости вкусов англичан с XVII по XIX век. Художники, изображая размеренную жизнь английских деревень, открывают для себя бытовой жанр.
Традиционные мифологические и библейские сюжеты соседствуют с произведениями, отражающими новые тенденции. С развитием путешествий и туризма популярность набирает пейзажный жанр. Именно поэтому пейзажам из серии «Виды Шотландии» с руинами, видами замков, старинных аббатств и прочих достопримечательностей отведено особое место.
В ходе исследовательской работы, предшествовавшей выставке, атрибуции и названия большинства произведений были пересмотрены или уточнены. Установлено, что в коллекции Ирбитского ГМИИ хранится десять произведений с сюжетами из «Энеиды» и «Георгик» Вергилия. Произведения выполнены граверами Венцелем Холларом и Пьером Ломбартом по эскизам художника Френсиса Клейна и принадлежат к масштабной серии работ, предназначенной для иллюстрирования книги Джона Огилби «Труды Публия Вергилия Марона с иллюстрациями и аннотациями».
Коллекция английской гравюры Ирбитского музея выполнена во всевозможных техниках: офорт, резцовая гравюра, знаменитое английское меццо-тинто и излюбленный местными мастерами пунктир.
Важное место здесь занимает цветная гравюра – направление, в котором английская школа достигла особых высот. К ней относятся произведения Уильяма Уорда, Эдварда Белла, а также серия из четырех работ по оригиналам Уильяма Гамильтона, объединенных темой «Времена года».
Произведения английской гравюры из собрания Ирбитского ГМИИ имеют прямые аналоги в Британском музее, Британской галерее Тэйт, Коллекции королевской семьи, Музее Метрополитен в Нью-Йорке и др.




ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ