ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Мастера европейского искусства XV-XVIII вв.
«От Дюрера до Гойи»
Экспозиция «Мастера европейского искусства XV-XVIII вв.» является итогом многолетней деятельности Ирбитского музея по собирательству, реставрации, изучению и экспонированию памятников мировой графики

Собрание старых гравюр Ирбитского ГМИИ достаточно полно отражает историю европейской печатной графики с конца XV по XVIII века.
Здесь соседствуют авторские и репродукционные гравюры самых разных жанров, выполненные практически во всех когда-либо существовавших техниках
Крупнейшие художественные собрания просто не имеют возможности постоянно показывать большие ретроспективные экспозиции гравюр и рисунков. Тем более смелым было решение сознательно ограничить свое комплектование графикой, сделать ее основой своей коллекции. Именно этот факт обеспечил совершенно исключительное место Ирбита в музейной жизни России. Ведь музеев, специализирующихся на этом виде искусства, единицы и во всем мире. И поэтому появление музея графики в маленьком провинциальном городе – факт не просто необычный, но и чрезвычайно значимый для культуры России
«Гравюра европейского Ренессанса»
Целыми сериями представлены ксилографии швейцарского мастера Йоста Аммана (35 работ), серия листов разных авторов из знаменитой «Библии Пискатора» (20 работ). Внимание зрителя привлекают книга Ганса Гольбейна Младшего «Пляски смерти», а также редчайший лист, так называемый «уник» - «Наказание Амура, или Триумф целомудрия», приписываемый Баччо Бандинелли




Альбрехт Дюрер
Ганс Бургмайер
Маркантонио Раймонди
Аннибале Карраччи
Федерико Бароччи
Джорджо Гизи
Лукас ван Лейден
Николас де Брейна и др.
«Офорт в Италии XVII века»
Он не только может получить наиболее полное представление о развитии итальянской и в целом европейской гравюры, но и увидеть технические и образные возможности искусства офорта
Зрителя непременно должны заворожить пластика, драматизм, реалистичность, гармония и загадочность гравированных шедевров, их убедительность и точная подача по отношению к живописному материалу (в работах Джузеппе Мителли, Карло Маратти)

Аннибале Карраччи
Орацио Борджанни
Джованни Ланфранко
Франческо Мола
Стефано делла Белла
Симоне Кантарини и др.
«Гравюра Фландрии: Рубенс, Ван Дейк, Йорданс»
Пауль Понтиус
Схелте Больсверт
Йонас Сейдерхуф
Лукас Ворстерман
Питер ван Сомпел
Питер Соутман
Ян Витдук и др.
На выставке вниманию зрителя представлены гравюры, выполненные по живописным оригиналам П.П. Рубенса в его мастерской и при его жизни. Работы олицетворяют собой расцвет фламандского барокко



Великолепная портретная галерея, т.н. «Иконография» Антониса ван Дейка, занимает весомую часть выставки и предлагает зрителю возможность познакомиться с современниками художника – живописцами, архитекторами, поэтами, известными аристократами. Две гравюры соратника обоих великих фламандцев Якоба Йорданса представляют мифологические сюжеты и являются поистине жемчужинами выставки

Здесь же можно выделить редкий лист братьев Дойтекум по рисунку Питера Брейгеля Старшего «Ярмарка в день Святого Георгия» и работы Иоганна Саделера Старшего, Якоба де Гейна, Хендрика Голциуса, Ханса Колларта

Альбрехт Дюрер
Самсон, раздирающий пасть льва,
1496-1497


Гвидо Рени
Святое семейство под колоннадой,
1590 –1610



Антонис ван Дейк
Портрет Питера Брейгеля Младшего, живописца
«Рембрандт и его время. Золотой век голландского офорта»
Адриан ван Остаде
Корнелис Бега
Питер де Молейн
Карел дю Жарден и др.
Эпоху Рембрандта не зря называют «золотым веком». Именно он и современные ему художники возродили и довели до совершенства голландское изобразительное искусство XVII века не только в живописи, но и в гравюре



Семь офортов Рембрандта, предлагаемые вниманию зрителя, предельно точно передают присущее мастеру ощущение света, эскизность и виртуозность подачи художественного материала

Работы этих мастеров отличают ясность и целостность композиции, удивительная органичность мироощущения, предельная отточенность формы

«От Калло до Буше. Гравюра Франции XVII-XVIII веков»
Жан Морена
Робер Нантейль
Жерар Эделинк
Франсуа Буше
Жан Уврие
Жак Леб
Вниманию зрителя представлена ретроспектива французской гравюры на протяжении двух веков. Открывают выставку работы Жака Калло, величайшего мастера, опередившего свое время. Его выдающиеся серии «Большие бедствия войны» и «Балли ди Сфессания» практически невозможно встретить в российских собраниях


Уникальные гравюры французских мастеров Франсуа Ланго и Пьера Дево - отпечатанные с девяти досок «Поругание Христа» и «Тайная вечеря» - несомненно украшают экспозицию


«Золотой век французского портрета XVII-XVIII века»
Пьер Древе
Жан Долле
Жерар Эделинк
Георг Шмидт и др.
Французский парадный портрет – образец мирового искусства этого жанра. Живописные портреты придворного художника Гиацинта Риго вдохновили целую плеяду выдающихся граверов Франции и Германии возможностью запечатлеть их в гравюре
Зритель может ознакомиться с изображениями реальных исторических лиц рубежа XVII-XVIII веков: королевы Анны Австрийской, вероломного кардинала Мазарини, маршалов, министров, придворных, художников и чиновников блестящего французского королевского двора
«Гравюра Германии XVIII века»
Иоганн Георг Вилль
Братья Шмутцер
Иоганн Ридингер
Кристиан Роде
Иоганн Баумгартнер и др.
Немецкая гравюра XVIII века, несмотря на небольшую ретроспективу, разнообразна по жанрам и авторам. Это портреты Иоганна Георга Вилля и братьев Шмутцер, анималистические гравюры Иоганна Ридингера, сценки мифологического и религиозного характера Кристиана Роде
Выставка несомненно даст зрителю возможность составить определенное представление о масштабе творчества мастеров этой европейской художественной школы
«Тьеполо и его время. Офорт в Италии XVIII века»
Джузеппе Вази
Джованни Баттиста Пиранези Джованни Баттиста Тьеполо и др.
Музей с гордостью представляет 2 работы Вази, 7 офортов Пиранези, знаменитые листы из серии «Вари каприччи» Тьеполо, а также другие его работы. Даже в сравнительно небольшой экспозиции зритель сможет получить яркое представление об удивительном мастерстве этих авторов, мощности и неповторимости их архитектурных пейзажей и жанровых композиций
«Время Хогарта. Английская гравюра XVIII века»
Джон Смит
Джон Джонс
Джон Фабер
Вильям Уорд и др.

На выставке представлено 9 гравюр Вильяма Хогарта, в том числе 6 - из серии «Модный брак», а также работы ряда выдающихся граверов английской школы, работавших в технике меццо-тинто, так называемой «черной манере»

В экспозиции зритель может познакомиться с творчеством английского гравера итальянского происхождения Франческо Бартолоцци. Он один из немногих мастеров, не только создавших огромное количество гравюр, абсолютно точно передающих живописный оригинал, но и работавшего в пунктирной манере и основавшего собственную школу гравирования

Харменс ван Рейн Рембрандт
Снятие с креста,
1633

Франсуа Ланго
Поругание Христа. Коронование тернием,
ок. 1660-1670



Жерар Эделинк
Портрет Мартина ван ден Богарта, прозванного Дюжарден





Иоганн Вольфганг Баумгартнер
Откровения Святого Игнатия






Джованни Баттиста Тьеполо
Смерть, дающая аудиенцию
Вильям Хогарт
О, Ростбиф старой Англии, или ворота Кале,
1748-1749